Группа в ВК

Краткая история йоги

Конечно, не возможно уместить всю более чем пятитысячелетнюю историю в одну статью. Это будет очень краткая история йоги, которая даст общие ответы на такие вопросы, как: "Когда появилась йога?", "Сколько лет существует йога?", "Первые упоминания о йоге?" и прочих. Для получения более подробных ответов, конечно, необходимо знакомиться с научными источниками, которые расскажут об археологических поисках и научных исследованиях намного больше.


История йоги уходит в глубокую древность. 

Если верить легенде, то родина йоги - это древнейшая из известных цивилизация - Арктида, которая исчезла в результате глобальной катастрофы много тысячелетий назад. Местоположение Арктиды - материк в Северном Ледовитом океане, соединяющий Евразию и Америку. Немногие жители Арктиды, уцелевшие после катастрофы, донесли йогу до Индии и Египта. Считается, что традиции индийской философии берут свое начало в XV-X вв до н.э.

Первые материальные свидетельства существования практик, похожих на йогу, оставила нам индская цивилизация (3300-1700 гг. до н.э.), также известная как Хараппская цивилизация. На территории современной Индии и Пакистана археологи обнаружили множество печатей с изображениями, подтверждающими существование древних медитативных практик.

Археологические артефакты, обнаруженные в долине Инда, включают множество фигурок медитирующих людей и божеств в йогических позах. Грегори Поссель, известный археолог, проанализировав находки, пришел к выводу, что обитатели Хараппской цивилизации практиковали ритуальные практики йоги, занимались медитацией и имели развитую систему духовных практик.

Одна из самых известных и значимых находок - печать Пашупати с изображением, предположительно, Шивы. Именно так известный археолог Джон Маршалл интерпретировал сидящего в медитативной позе человека, имеющего три линии на голове (считается символом трезубца Шивы) и находящихся вокруг животных, что указывает на божественный статус.

По мнению ученых эти находки свидетельствуют о том, что:
  • Практики, похожие на йогу, существовали за тысячи лет до появления письменных источников.
  • Йога была тесно связана с религиозными и духовными практиками.
  • Медитативные техники были важной частью культуры древних цивилизаций
Древние практики постепенно эволюционировали и развивались. Из простых медитативных техник они переросли в сложную систему, объединили в себе физические, ментальные и духовные практики и стали основой для формирования более сложных философских систем.
Эти археологические находки позволяют нам увидеть, что йога является одной из древнейших систем духовного и физического развития человечества, уходящей корнями в доисторические времена. Они подтверждают, что практики контроля тела и ума были важной частью жизни древних цивилизаций и заложили основу для развития более сложных духовных традиций.
Древние традиции йоги оказали влияние на ведийскую религию, которая в свою очередь заложила основы брахманизма и индуизма, повлияли на формирование аскетических практик, развитие философских школ, формирование религиозных и духовных традиций региона. 
Столь древние корни йоги свидетельствуют о том, что стремление человека к духовному развитию и самосовершенствованию является неотъемлемой частью человеческой природы, проявлявшейся на протяжении всей истории человечества.
Первое письменное упоминание термина “йога” встречается в Катха-упанишаде, где говорится: “Твердое владение чувствами — это считают йогой. Тогда [человек] становится неотвлеченным, ибо йога приходит и уходит”. Интересно, что латинское слово “religare” (от которого, по одной из версий, произошло слово “религия”) имеет схожее значение с санскритским “йога”.

Истоки классической йоги берут свое начало в ведийской религии, где практиковался тапас (аскетические практики). Первые упоминания о единении ума, тела и души с Абсолютом можно найти в Брахманах (X-VI века до н.э.), в частности в «Шатапатха-брахмане».
Формирование классической системы йоги связано с именем легендарного мудреца Патанджали (II век до н.э.). Он систематизировал существующие знания и практики в труде «Йога-сутра», создав целостную философскую систему. Важно отметить, что Патанджали не претендовал на авторство, а лишь собрал и систематизировал уже существующие знания.

Йога оказала значительное влияние на формирование буддизма, особенно его направления Махаяны и Ваджраяны. Это влияние проявилось как на практическом, так и на философском уровнях. Практическое влияние йоги на буддизм явно прослеживается в методах контроля сознания и чувств, в техниках достижения измененных состояний сознания, в практиках управления телом и физическими функциями, в системе аскетической дисциплины и в методиках медитации и концентрации. Философская связь между йогой и буддизмом проявляется в ориентации на глубинные трансперсональные состояния сознания, понимании эгоистических желаний как препятствия на пути познания, стремлении к очищению ума для постижения истинной реальности, а также в методах достижения спокойствия духа через концентрацию.
Особое значение йога приобрела для буддизма Ваджраяны, который органично соединил элементы индийской культуры с буддийской философией. Буддийское учение, появившееся в период интенсивных духовных поисков, во многом опиралось на психофизический и йогический опыт своего основателя – царевича Сиддхартхи Гаутамы.
Уникальность подхода буддизма заключалась в том, что реализация высшей цели (нирвана, бодхи) стала доступной любому человеку независимо от его социального статуса и этнической принадлежности, в отличие от индуизма, где ценным считался только опыт, основанный на ведических текстах.
Таким образом, йога стала не просто практическим дополнением к буддизму, а глубоко интегрированным элементом, определившим многие ключевые аспекты буддийской практики и философии, особенно в направлении Ваджраяны.

Распространение в современном мире

Поворотным моментом в истории йоги стало выступление Свами Вивекананды на Всемирном конгрессе религий в Чикаго в 1893 году. После этого интерес к йоге на Западе стал постоянно расти.
Современное признание йоги получило официальный статус в 2015 году, когда Генеральная Ассамблея ООН учредила 21 июня как Международный день йоги, который отмечается во всем мире.

Интерес к йоге в России существовал еще до революции 1917 года. В советское время, несмотря на идеологические ограничения, находились энтузиасты, которые продолжали заниматься йогой по уцелевшим книгам и самиздату. Одним из известных приверженцев йоги был врач Б.Л. Смирнов (1891-1967), который был также знатоком иностранных языков.

Взаимосвязь йоги с другими религиозными традициями проявлялась в разных формах. В исламе в XI веке появился перевод “Йога-сутр” Аль-Бируни. В XVI веке на арабский и персидский языки был переведен текст по хатха-йоге “Амритакунда”.
В христианстве, особенно в православии, историк религии Мирча Элиаде отмечал определенное сходство между методами подготовки православных монахов-исихастов и йогическими техниками, особенно в области дыхательных практик (пранаямы).


Таким образом, йога прошла долгий путь развития от древних ритуальных практик до современной системы физического и духовного совершенствования, оказав значительное влияние на многие культуры и духовные традиции мира.


Читать ещё: