В современном мире гвоздестояние превратилось в настоящий тренд - словно магический ритуал, оно притягивает к себе всё больше последователей, жаждущих испытать свои пределы и заглянуть вглубь себя. Люди разных возрастов и профессий выстраиваются в очередь к доскам с гвоздями, превращая древнюю практику в модное заявление о своей силе духа и готовности к переменам. Это больше не экзотическая диковинка для избранных — теперь гвоздестояние стало своеобразным пропуском в клуб тех, кто не боится бросить вызов себе и открыть новые грани своего потенциала.
В чем смысл стояния на гвоздях; откуда появилась практика гвоздестояния; легенда о Бшихме, от которой, как считается, тянутся корни гвоздестояния; история древней практики; смысл, а также мифы о гвоздестоянии - обо всём этом в статье.
О том, как начать практиковать гвоздестояние, советы по технике выполнения и о том, как выбрать доску Садху ЗДЕСЬ
Корни гвоздестояния уходят в древнеиндийский эпос «Махабхарата», где описана легендарная история героя Бхишмы.
Бхишма: легенда о великом воине и его жертве
Бхишма (при рождении — Деваврата) был сыном могущественного раджи Шантану и прекрасной богини-реки Ганги. Он являлся земным воплощением бога неба Дьяуса, одного из восьми божеств Васу. С юных лет Бхишма обучался военному искусству у великого Парашурамы — шестой аватары Вишну, что сделало его непревзойденным воином. Поворотным моментом в жизни Бхишмы стала история с женитьбой его отца на царевне Сатьявати. Отец девушки не соглашался на брак из-за наличия у Шантану старшего сына. В знак безграничной любви к отцу Бхишма прилюдно дал два великих обета: отказаться от престола и соблюдать пожизненное безбрачие. Именно за эти суровые обеты он и получил своё имя — Бхишма, что означает «страшный, суровый». После смерти отца Бхишма стал регентом при малолетних братьях и фактически правил империей Кауравов. Он расширил границы государства и поддерживал порядок в стране. Особую роль сыграл в организации браков для своего брата Вичитравирьи, похитив для него трёх принцесс. В решающей битве на Курукшетре Бхишма проявил себя как величайший воин. Назначенный главнокомандующим армии Кауравов, он в течение десяти дней сдерживал натиск войска Пандавов. Его мастерство владения оружием было поистине божественным.Кульминацией жизни Бхишмы стала его смерть. Во время битвы внук Бшихмы - Арджуна, следуя совету самого Бхишмы, сразил его стрелами, выставив впереди себя Шикхандина (бывшую принцессу Амбу). Пораженный множеством стрел, Бхишма остался лежать, не касаясь земли. Его тело превратилось в настоящее ложе из стрел, напоминающее дикобраза. Даже в этот момент, когда внук Арджуна стоял перед ним, орошая слезами своё оружие, великий воин сохранял спокойствие и достоинство. Арджуна, убивший своего деда, был глубоко опечален. Он вспоминал, как в детстве играл на коленях у Бхишмы, как тот учил его воинскому искусству и давал мудрые советы. Но долг перед родиной и семьёй оказался сильнее родственных уз. К раненому герою пришёл Карна, его давний противник. Между ними произошло удивительное примирение и Бхишма, несмотря на все разногласия, благословил его на предстоящую битву. Обладая особым даром, Бхишма решил отсрочить свою смерть на 48 дней до зимнего солнцестояния. Это время считалось наиболее благоприятным для ухода из жизни, поскольку гарантировало освобождение от дальнейших перерождений. Все эти дни великий воин посвятил передаче своих знаний будущему правителю Юдхиштхире. Он делился с ним мудростью о правильном управлении государством, этических нормах, военном искусстве и политических интригах. Так завершился земной путь Бхишмы - человека, чья жизнь стала примером воинской доблести, верности долгу и мудрости. Его смерть, подобно его жизни, осталась в памяти людей как символ величия духа и силы характера. Его образ стал символом верности данному слову, воинской доблести и мудрости, а его подвиг лег в основу многих духовных практик, включая символическое стояние на гвоздях как испытание силы духа.
История практики гвоздестояния
История стояния на гвоздях уходит корнями в глубокую древность, насчитывающую более трех тысяч лет. Первые документальные свидетельства этой практики можно найти в древних текстах «Ригведы», датированных 1700–1100 годами до нашей эры. Тогда эта техника носила название «садху» и использовалась индийскими аскетами, которых так и называют также - садху, для достижения духовного просветления. Вот почему гвоздестояние и специальные доски для выполнения практики называют "садху". Практика стояния на гвоздях зародилась в монастырях, где монахи использовали гвоздестояние как часть духовного пути. Считалось, что только достигнув высокого уровня просветления, человек мог преодолеть физическую боль. Доску с гвоздями называли также Доской Риши — в честь древних индийских мудрецов.Древние практики были неразрывно связаны с духовным развитием. Аскеты использовали стояние на гвоздях как способ преодоления физической боли и достижения гармонии с собой. Через преодоление телесных ощущений они стремились достичь более высокого уровня сознания и единения с божественным.
В разных культурах эта практика имела свое значение. В некоторых племенах подобные испытания использовались для демонстрации храбрости и стойкости. В Древней Индии аскеты применяли гвоздестояние как форму самодисциплины и духовного очищения.
В XIX–XX веках гвоздестояние вышло на новую ступень развития. Цирковые артисты и уличные исполнители включили эту практику в свои программы, превратив её из духовной практики в зрелищное искусство. Фокус сместился с духовного развития на демонстрацию физической выносливости.
Современное понимание практики основано на научных принципах. Исследователи выяснили, что стояние на гвоздях — это не просто испытание силы воли, а сложный процесс, связанный с распределением давления, реакцией организма на боль, выработкой эндорфинов и психологической подготовкой.
Сегодня гвоздестояние используется как инструмент самопознания и духовного развития. Практика помогает улучшить кровообращение, снять мышечное напряжение, развить силу воли, преодолеть страхи, достичь состояния внутренней гармонии.
Эта древняя практика продолжает эволюционировать, сохраняя свою суть - помощь человеку в познании себя и своих возможностей через преодоление физических и психологических барьеров.
Мифы о гвоздестоянии: что правда, а что вымысел
- Самый распространённый миф: невыносимая боль
- Миф о мгновенном исцелении
- Миф о мазохизме
- Миф об опасности
- Миф о мгновенном результате
Важно помнить, что стояние на гвоздях — это не развлечение, а серьёзная практика, требующая подготовки и правильного подхода. При грамотном освоении она может стать мощным инструментом для личностного роста и улучшения качества жизни.